Персонажи фильма ребята, их родители, педагоги; обстановка действия семья, школа, двор, улицы города. Авторы требуют внимания к внутреннему миру ребенка и трактуют проблемы дружбы и честности. Словом, по самым общим признакам новое произведение сходно с другими, знакомыми ранее. Тем больше заслуга авторов, сумевших увлечь зрителя своей работой интересной, творчески свежей и в чем-то оригинальной.
Закадычными друзьями были Петя и Игорь. Их объединяли общие интересы — школьные, возрастные. Они даже поклялись друг другу в верности девизам чести и благородства, поклялись при «таинственных» обстоятельствах — в укромном уголке, в костюмах мушкетеров, целуя шпаги. Но характеры у друзей, в сущности, различные. Петя порывистый, пытливый, чуткий. Он растет в хорошей, культурной семье, начитан, мечтателен, чувства его искренни и глубоки. Игорь не лишен этих положительных качеств, но они лежат у него где-то на поверхности души и в решительную минуту не выдерживают проверки делом. А решительная минута — это когда он, нечаянно бросив не потушенную спичку, вызвал пожар в красном уголке домоуправления, где ребята собирались дать самодеятельный концерт.
Виновником пожара все сочли другого мальчика Тиму, случайно оказавшегося на месте происшествия. Игорь смолчал, не признался. А для Тимы, лишенного родительской ласки, внимания, заботы, это несправедливое обвинение было последней «каплей, переполнившей чашу обид и горестей. Он решил убежать от тетки, у которой жил. Тима — самый сложный образ в фильме, и именно через отношение к нему выявляются моральные качества остальных персонажей. Петя, присмотревшись к замкнутому, «колючему» мальчику, начинает понимать Тиму, верить в него. Это вселяет в Тиму надежду на дружбу.
Положительной оценки заслуживают удачные образы центральных героев. Здесь режиссер С. Цыбульник проявила знание дела и умелый подход к детям (напомним, что это первая ее самостоятельная работа над полнометражным художественным фильмом). Юные исполнители Леня Бабич (Петя) и Коля Чурсин (Тима) показали на редкость законченные портреты. Несколько проще, примитивнее выглядит Игорь. Исполнитель этой роли Саша Карпов старательно, но не ‘всегда убедительно воплощает схему: нашкодил запирается — переживает — раскаивается.
Неравноценно играют и взрослые актеры. Актриса Л. Сухаревская с замечательным мастерством лепит образ пожилой вдовы профессора Лилии Ивановны, которая усыновила Тиму. Мы чувствуем в ней благородство, высокую гуманность советского человека. А вот образ учителя Ивана Лукича в исполнении артиста Н. Дупака никак нельзя признать удачным. Он какой-то чересчур «приземленный», бесцветный, будничный. В нем мало черт и качеств индивидуальных и в то же время характерных для педагогов советской школы. Видимо, эту роль считали второстепенной, «служебной», а ведь Иван Лукич занимает в фильме немало места, он обращается к детям с поучениями и, следовательно, заслуживал большего творческого внимания.
Интересно задуман образ тетки Тимы. Однако неприязненное отношение ее к Тиме плохо мотивировано, поведение противоречиво, неясен круг ее интересов, а без всего этого остается только своеобразный внешний рисунок роли, свидетельствующий о способностях актрисы Е. Машкара, но не раскрывающий образа. Трудно сказать, чья в том вина больше режиссера, актрисы или сценаристов. Есть в фильме онлайн и явные просчеты драматургов. Им надо было показать, что все советские люди чересчур относятся к судьбе мальчика, деятельно участвуют в его розысках. Введенные с этой целью ситуации (разговор с железнодорожником, сцена на аэродроме и другие) не разработаны, «служебно», они мелькают откровенно вставными кусками.
Конечно, эти недостатки не украшают фильм. Но они не лишают его занимательности, верной целеустремленности, воспитательного значения. Поучительная история Пети, Тимы и Игоря подсказывает юному зрителю полезные выводы, учит серьезно, ответственно относиться к окружающему, к своим. От фильма онлайн веет оптимизмом, бодростью, он полон веры в торжество всего светлого, чистого, хорошего.